Правильные URL адреса на сайте

В этой статье я постараюсь объяснить, что такое URL адрес сайта, что означают его части, как он формируется, как делать правильные урлы для сайта и в каком случае нельзя менять адреса.

URL (Uniform Resource Locator) с английского переводится как единый указатель ресурсов. Если проще, URL означает адрес какого-то уникального ресурса в интернете. Таким ресурсом может быть, например, HTML-страницы, Javascript и CSS-файлы или изображения.

Каждый такой ресурс уникальный и, соответственно, каждый URL в интернете тоже уникальный. Но бывает, что URL ведет на ресурс, который больше не существует (это так называемая 404 ошибка) или который был перемещен (это, как правило, 301 или 302 redirect).

Для примера рассмотрим URL:

Он состоит из нескольких элементов:

  1. Протокол передачи гипертекстовых файлов HTTP или его защищенная версия HTTPS. Это самый популярный протокол который сейчас используется в интернете. Есть, конечно, другие протоколы (например, ftp, mailto или Telnet), но http и https самые популярные;
  2. Доменное имя сайта;
  3. Подкаталог файла;
  4. Имя файла ресурса или так называемый slug — он указывает на конкретную страницу и описывает ее содержимое.

Если у вас сайт на какой-то популярной cms, то вы можете воспользоваться плагинами, которые автоматически генерируют slug на основе заголовка.

Рекомендации по формированию URL

Статические и динамические урлы

Существует два типа URL — это динамические и статические.

Статические url и, соответственно, страницы которые эти url представляют — они постоянные, т.е. информация на них постоянная.

Статические:

https ://mydaoseo.ru/obzor-servisov/yandex-metrika/

А динамически url генерируются по факту поступления определенного запроса. Например, вы зашли в интернет-магазин и видите, что есть фильтрация товаров. Вы выбрали параметры, которые вам нужны и так автоматически сформировался url.

Динамические:

https://site.ru/list.php?id_modetwo=15&sid=33h5g7756nnfhbdn85nf 7rnn98hbf

Большой плюс статических url в том, что они нормально индексируются и поисковые роботы их нормально воспринимают. А вот динамические url могут попадать в мусорные страницы, малополезные, малоценные страницы или в гугле будут просканированы, но не проиндексированы. И вообще при большом количестве такие url могут просто потопить ваш сайт.

Поэтому нужно организовывать содержание сайта так, чтобы url имели логическую структуру, были понятны для человека. Для этого понятия существует аббревиатура ЧПУ – человекопонятные урлы.

Поэтому и основные рекомендации сводятся к тому, чтобы урлы были ЧПУ, то есть не идентификаторы, не цифры, не какие-то каракули, а именно обычные слова.

Если вы будете предлагать пользователю url с адресом, который содержит какие-то get-параметры, знак амперсанда, цифры и буквы в хаотичном порядке, то вам будет сложно привлечь внимание пользователя.

Ему будет это непонятно, он закроет страницу и не вернется к ней. А если пользователь будет искать информацию про сервис Яндекс метрика и увидит url как в примере, то  с большей долей вероятности сайт привлечет его внимание.

Урлы латиницей

Следующие рекомендации заключаются в том, что адреса должны быть написаны именно латиницей, а не кириллицей. Потому что кириллица преобразуется через код и такие url становятся очень огромными.

А адреса на латинице лучшего распознаются и воспринимается поисковыми системами. Если url состоит больше чем из одного слова, то рекомендуется использовать тире как разделитель этих слов.

Короткие url

Есть мнение, что url должны быть короткими, но нет никаких рекомендаций поисковых систем по поводу конкретной длины. Хотя есть маркетинговые исследования, которые показывают, что кликабельность по коротким урлам выше, чем по длинным. А также короткие url легче запоминаются и их удобнее вводить с клавиатуры.

Нижний регистр букв

Также важным моментом является регистр URL, т.е. нижний или верхний регистр написания букв. Для поисковых систем страницы stranica.html и Stranica.html — это разные страницы, но с одинаковым содержанием, т.е. это уже получаются дубли.

А как мы с вами знаем, поисковики негативно реагируют на дубли страниц сайта. Поэтому нужно писать все url в одном регистре, а именно в нижнем.

Ключевые слова

Вписывайте в ЧПУ ключевые слова. Для того чтобы вписать в ЧПУ адрес ключевое слово нужно дать странице имя. Например, тематика сайта относится к продаже техники. Для поиска айфона страницу можно назвать myshop.ru/catalog/iphone.

Ссылка должна быть короткой и понятной, тогда она легче будет запоминаться и ее будет проще ввести вручную или через голосовой поиск. По законам маркетинга, товары с максимально емким именем быстрее запоминаются потребителю. Поэтому лаконичный и простой ЧПУ страницы поможет отрекламировать сайт и контент. Такая ссылка быстро запоминается.

Дефис или нижнее подчеркивание

В ЧПУ не должно быть пробелов. Вместо пробелов в ЧПУ можно использовать дефис («-») или нижнее подчеркивание («_»). Важно помнить, что дефис несет собственное смысловое значение.

Например, во фразе les-rubiat-shepki-letiat (лес рубят — щепки летят), символ нижнего подчеркивания не содержит идейного наполнения и может работать как средство для вписывания пробелов в ЧПУ.

Url изображений

Названия файлов для изображений, роликов и документов должны содержать ЧПУ. С одной стороны, УРЛ страницы и имя файла разные вещи. Но робот поисковой системы ищет через разные варианты названий, через документы, картинки, аудио и видео.

Доступность запрашиваемого файла зависит от того, насколько понятно имя файла для человека. Например, имя изображения DSCN456 для поискового алгоритма сложная, а kotik_lol простая.

Система изучает данные по теме страницы размещения файла, по тексту, обрамляющему изображение, мета-данным, alt атрибутам и названию. Чтобы ускорить индексацию контента и высоту ранжирования, поисковику нужно дать как можно больше информации. Загружая на сайт какой-либо файл важно прописывать в названиях простые для понимания УРЛы.

Структура URL

Структуру url на небольшом сайте услуг, где немного страниц (например, до 500 страниц), допустимо сделать в простом виде: сайт и slug. То есть без промежуточной папки url будет нормально индексироваться.

А если у вас интернет-магазин с большим количеством товаров (страниц), то в структуре url лучше всего указывать промежуточную папку.

Здесь важно различать категорию и товар. Если вы создаете категорию, то лучше прописать такой url по схеме Сайт — Папка category — slug (к примеру, https://site.ru/category/kurtki). А с товарами: Сайт — Папка product — slug (https://site.ru/product/kurtka-chernaya-zima).

Это самая правильная последовательность частей url адреса и для интернет-магазина и для сайта услуг. Ведь если у вас один товар находится в нескольких категориях и url товара формируются на основе категории, то тогда возникают дубли этого товара. А если он находится во многих категориях, то это уже множественные дубли.

А вот в случае, если url формируется через папку «product», то куда бы вы этот товар не поместили, у него будет единственный адрес и, соответственно, дублей тоже не будет.

Не трогать существующие урлы!

Эти рекомендации полезны при проектировании сайта, когда вы только создали новый сайт и он еще не зашел в индекс или у него еще нет никаких позиций, никакого трафика. Тогда вы можете работать с url, изменять их как вам нужно и для сайта это будет некритически.

Но если вы собираетесь менять существующие url на сайте, который уже имеет позиции и трафик, то, скорее всего, это негативно скажется на сайте, его позиции и трафик просядут. Поэтому при работе со старыми сайтами url лучше не трогать.

Сергей Моховиков

SEO специалист

Здравствуйте! Я специалист по продвижению сайтов в поисковых системах Яндекс и Google. Веду свой блог и канал на YouTube, где рассказываю самые эффективные технологии раскрутки сайтов, которые применяю сам в своей работе.

Мои услуги

Отправить ответ

avatar
  Subscribe