Каннибализация поисковых запросов

Попробуем с вами разобраться, что такое каннибализация ключевых слов простыми словами, почему она так опасна для SEO продвижения сайта, и как ее можно избежать.

Каннибализация поисковых запросов — это когда несколько страниц сайта отвечают на один и тот же запрос, но поисковик выбирает одну лучшую на его взгляд страницу.

Например, есть две страницы под одинаковый запрос или с одинаковым контентом. Вы можете оптимизировать одну страницу, которая на ваш взгляд больше подходит под запрос, но поисковик решает по-другому и вытягивает в топ другую страницу.

А потом вдруг первая страница начинает выходить в ТОП, а вторая опускается или вылетает из топа, т.е. они начинают у вас скакать. Это и есть каннибализация.

Наглядный пример:

Если вы снимаете позиции по вашему сайту, то можете видеть как прыгают позиции. В примере, по запросу «купить письменный стол» отображаются две страницы одного и того же сайта: релевантная, которая заточена под запрос («письменные столы»), и нерелевантная страница, которая должна отвечать под другой запрос («белые письменные столы»). Но поисковик решает, что эти две страницы релевантные одному запросу «купить письменный стол».

Опасность каннибализации в сео

Есть ряд последствий, который вызывает результат каннибализации ключевых слов:

1. Утрата веса страниц, подходящих запросу – первый из недостатков в данной ситуации. В том случае, когда во внутренней перелинковке принимают участие страницы, которые оптимизированы под одинаковые ключи, то происходит распределение веса между ними, и это ослабляет релевантность каждой страницы. В итоге срабатывает эффект каннибализации ключей, и тогда вес просто рассредоточивается, но не приносит нужного результата. Данная проблема происходит и с внешними ссылками: больший эффект можно получить направив двадцать штук ссылок на одну страницу, чем распыляя по 5 штуки между четырьмя. Тогда каннибализация запросов отрицательно сказывается как на позиции сайта и уровня его престижа, так и бьет по финансам владельца, оплачивающего абсолютно проигрышную интернет-кампанию по увеличению внешней ссылочной массы.

2. Ухудшение релевантности – неизбежный итог многократного применения запросов с одинаковыми ключами на различных страницах веб-сайта, т.к. поисковая система не будет понимать, какая из них более релевантная и соответствует для показа в выдаче. Получается, что итогом поиска станет только одна страница, которая связана с ключевым запросом. И возможно она не самая удачная для отображения пользователю.

3. Снижение ценности контента – предсказуемый результат, т.е. происходит разочарование наполнением сайта как поисковиками, так и пользователями, посетивших страницу. Если на веб-сайте расположена парочка страниц со схожей информацией, то это значительно уменьшает его престижность. И как итог, снижение позиций по причине поднятия вверх в выдаче поисковых систем веб-сайтов других страниц, у которых нет такой проблемы, как эффект каннибализации ключей.

4. Ухудшение поведенческих показателей, как итог совокупности предыдущих 3 показателей:

  • с пользователями, переходящими по «распыленной» системе ссылок внешнего и внутреннего формата на интернет-страницы, которые попадают под эффект каннибализации ключей, случается та же ситуация: в комплексе у страниц в итоге получиться меньшее число просмотров, чем при загрузке одной странички;
  • если в поисковой системе выпадает не самая релевантная из страниц, которые продвигаются по одному запросу, то становиться абсолютно понятен более высокий показатель отката, чем у действительно релевантной страницы, не попавшей в результат поиска;
  • для тех пользователей, которые обнаружили, что несколько страниц содержат схожие материалы, значительно теряется уважение и интерес к сайту, а если это не первый случай, то и подавно. В итоге число отказов повышается, повторно пользователь на страницу не заходит, идёт снижение показателя конверсии и т.д.

Почему возникает каннибализация

Самая распространенная причина каннибализации — это неправильная кластеризация. Ее можно проверить вручную, либо с помощью сервиса. Для того, чтобы проверить вручную, вбиваем в Яндекс два запроса, под которые заточены ваши страницы.

В примере, это «купить письменный стол» и «купить белый письменный стол».  Чтобы понять, нужно ли объединить или разъединить наши страницы, смотрим по выдаче с какими заголовками нам выдаются ссылки (после рекламных). В данном случае по выдаче четко видно, что это два разных запроса.

Также можно проверить через сервис Arsenkin, воспользовавшись инструментом «Топ-10 сайтов». Вводим эти два запроса, выбираем поисковую систему Яндекс, ваш регион и глубину проверки Топ-10. В результатах проверки смотрим пересечение по сайтам.

Если, выбрав «Подсветить одинаковые URL», видим, что ничего не подсвечено, значит это разные запросы. То есть эти две страницы, которые каннибализируют друг друга, созданы правильно.

Вторая причина каннибализации — это одинаковый контент на страницах, то есть страницы по сути не различаются своим содержимым и поэтому поисковик определяет их как релевантные одному запросу.

В этом случае нужно поменять карточки товаров в той странице, которая каннибализирует основную. В данном примере, можно сделать другие товары, расширить описание с акцентом на белые столы.

Как избавиться от каннибализации

В этих двух причинах кроется и два варианта решения этой проблемы. В первом случае, если не правильно сделана кластеризация, то нужно определить основную страницу, которая отвечает на главный запрос и ее оставить, а вторую страницу, которая каннибализирует ее, склеить с основной через 301 redirect.

Второе решение проблемы — это менять контент страницы, то есть переоптимизировать ту страницу, которая каннибализирует основную. Переписать контент (например, указав больше белых столов) и это сместит акцент по текстовой релевантности.

В данном случае имеет большое значение не только переписка тайлов и ключевых слов на дублирующие страницы, но и осуществление иных мероприятий, которые сделают так, чтобы содержимое не повторялось и могло дать дополнительную информационную и тематическую ценность для гостя сайта.

С большой вероятностью вам предстоит полная переделка контента во вторичных материалах. Для этого понадобятся ресурсы, но это просто необходимое действие, чтобы веб-сайт стал более структурированным. Со временем это даст свои плоды: поднятия страниц вверх по низкочастотным запросам.

Применяйте на страницах «хлебные крошки». Дополнительная навигация, без сомнения, является преимуществом не только для пользователей, но и поисковых систем. Она даёт возможность краулерам подробнее разобраться в структуре веб-сайта и связях между документами, минимизировав риски возникновения каннибализации.

Также частая ошибка каннибализации заключается в изначально неправильном проектировании сайта. При проектировании структуры нужно указать страницы, каждая из которых будет отвечать на конкретный запрос. Тогда сразу видно, что страницы не пересекаются друг с другом. То есть один кластер запросов равен одной странице.

В качестве ошибочного примера, можно рассмотреть сайт, у которого главная страница была заточена под запрос «отделка балконов и лоджий», но кроме этого у него было очень много страниц заточенных под этот же запрос: «отделка балконов под ключ», «отделка лоджий под ключ», «комплексная отделка балконов и лоджий под ключ» и т.д. Такие страницы конкурируют друг с другом.

Поэтому изначально при создании сайта нужно собрать семантическое ядро, правильно его кластеризировать и под каждый кластер определить свою отдельную страницу. В итоге у вас получится сделать структуру в наглядном виде, которая будет показывать, что у вас находится на сайте. В результате чего, вы избежите каннибализации.

Сергей Моховиков

SEO специалист

Здравствуйте! Я специалист по продвижению сайтов в поисковых системах Яндекс и Google. Веду свой блог и канал на YouTube, где рассказываю самые эффективные технологии раскрутки сайтов, которые применяю сам в своей работе.

Мои услуги

Отправить ответ

avatar
  Subscribe