Интервью с Александром Алаевым (АлаичЪ): про обучение, развитие SEO, доверие в интернете

александр алаев интервью

Сегодня у меня в гостях известный блогер, крутой SEO специалист и просто замечательный человек — Александр Алаев (АлаичЪ). Александр, спасибо, что уделили время для ответов на мои вопросы. 

  • Расскажите немного о себе (где родились, учились, работали). Как пришли в seo? Почему именно seo?

Привет, Сергей. Если очень коротко, то я родился в Екатеринбурге, но всю жизнь прожил в Иркутске, где закончил Иркутский Государственный Университет на кафедре Микроэлектроники на Физическом Факультете. Сразу же после получения диплома я уехал в Екатеринбург…

Как-то так получилось, что с созданием и впоследствии с продвижением сайтов я связался еще на 1-2 курсе института. Когда я поступил в институт (2004 год) у меня появился первый телефон Siemens M65.

А мне с детства нравилось в чем-то ковыряться, что-то улучшать, изменять и т.д. (с малых лет в компьютерах ковырялся: сам собирал, модернизировал и т.д.), я занялся ковырянием прошивки телефона.

Нашел популярный форум по телефонам Siemens и стал там обитать на постоянной основе. Я помогал людям, писал инструкции, мануалы и т.д. Короче, в итоге за пол года я стал там одним из самых популярных и рейтинговых пользователей.

Вокруг меня сформировалось даже некоторое сообщество единомышленников. А однажды пришло осознание, что я наношу просто непоправимую пользу форуму… не своему, а какому-то, администрации которого до меня даже дела нет никакого.

Тогда я и решил создать свой собственный форум с блекджеком и шлюхами (все как положено). И создал. Сначала на бесплатном каком-то конструкторе, потом на другом бесплатном.

А однажды нашел захудалый печальный сайт, думаю, ну надо же, какой-то криворукий делал сайт, напишу-ка ему, предложу сделать нормальный портал.

Я написал, админ оказался простецким парнем, договорились мы на том, что я все делаю: общаюсь с аудиторией и собираю сообщество, а с него покупка домена и хостинга. Все вышло, мы сделали вместе сайт smsp.ru (разумется, он уже не существует). Это было в 2005 году.

После того, как мы его сделали, я забрал часть аудитории с собой, покидая форму про Сименсы. Однажды пришла в голову мысль, что нужно какое-то “продвижение” для сайта. Тогда был основной способ продвижения — обмен ссылками, прогон по каталогам.

А потом мне пришла в голову мысль сделать свой первый сайт полностью самому — про зимние виды спорта. И пошло-поехало. Я и сайт сделал, и продвинул в итоге…

В общем, кому интересно прочитать мою длинную и интересную историю о том, как я попал в интернет, у меня есть мемуары, вот ссылка на первую главу “Мой билет в интернет, часть 1. Как 1979 рублей 85 копеек превратились в миллионы!”.

Там очень подробно содержится ответ на прозвучавший в начале вопрос. Даже с фото!

  • У вас есть очень классный блог, расскажите про него — когда создали, зачем, что он вам дает?

блог алаича

И на этот вопрос у меня уже готов ответ 🙂 Есть пост на блоге, который я написал на день рождения блога, когда ему исполнится 1 год. Хочу процитировать один абзац оттуда:

“Начнем с того, что блог я создал как эксперимент под кодовым названием «Другие могут, значит и я могу!» (честно говоря, только что это сочинил).

Но главная причина была в том, что в моей голове скопилась куча полезных мыслей и тезисов о SEO и они уже начали там теряться, выталкиваться новыми мыслями.

Ведь мозг он как чердак, там хранятся нужные и ненужные мысли, но чердак не резиновый и чтобы туда что-то положить, надо что-то выкинуть. Просто так выкинуть жалко, а что делать. Пришлось выкидывать…на страницы блога 😉

Это моя записная книжка, а заодно и возможность для читателей посмотреть на часть вещей из моего чердака. Кто-то шел мимо, хоп, смотрит, вещи валяются, огляделся, нет никого вокруг, оценил вещь: «Хм…интересненько. Хорошая вещь, возьму себе», ну и забрал и положил в свой чердак!

А самое главное, что вещи-то, из чердака моего выкинутые, бесконечны, каждый из вас может подойти оценить и забрать только то, что действительно нужно именно вам.”

Интересно? Вот тут продолжение.

И пусть вас не смущает, что данный пост написан в январе 2011 года. Идеология не изменилась, я и сейчас придерживаюсь тех же принципов, что 7 лет назад. Единственное, что стоит добавить, это актуальный ответ на вопрос “а что мне это дает?”

Кроме того, что я однажды завел блог, я в 2014 году решил завести себе seo-студию, которая называется “АлаичЪ и Ко” 🙂 Так вот первых клиентов я добыл из блога. В общем-то и сейчас клиенты приходят из блога.

У нас никогда не было отдела продаж, мы вообще никому ничего не предлагаем, все клиенты приходят по рекомендации, с публикаций (в различных изданиях, кроме блога) и с блога.

На данный момент у нас 100 клиентов на обслуживании. А команда состоит из 20 человек. Мы — самая крупная seo-студия в Краснодарском крае!

Во многом благодаря блогу!

  • Вы проводите курсы обучения seo — насколько это востребованно? Кто приходит на эти курсы — владельцы бизнесов? Клиенты становятся грамотней в плане продвижения сайтов?

Да, с прошлого года я провожу обучение в Школе АлаичЪ’а. Вот в начале ноября завершился очередной, четвертый поток, на котором было более 25 человек.

школа алаича

Могу сказать, что это востребовано. Учитывая формат — а обучение проводится в офисе компании, то есть личное присутствие, а не онлайн — спрос есть, так как в Краснодаре никто больше не учит этому ремеслу.

Школу посещают несколько типов учеников:

  1. seo-специалисты (начинающие и средние) из веб-студий или инхаус,
  2. маркетологи, топ-менеджеры (ответственные за интернет-развитие компании или сайта),
  3. владельцы бизнеса,
  4. и, конечно, мое обучение обязательно проходят все новые сотрудники студии.

Например, на завершившемся недавно потоке были 3 seo-специалиста из одной местной студии (весь их штат пришел повышать квалификацию). Было 3 наших клиента — они хотели понимать, что для чего делается, вникать в процесс глубже.

Были и владельцы бизнеса — они хотят либо грамотно контролировать исполнителя в штате или подрядчиков, либо самостоятельно немного улучшать свой сайт.

Я выступал с докладом на местной конференции для бизнеса год назад. Когда закончил доклад, сообщил, что для тех, кому интересно углубиться в тематику seo, я провожу обучающие курсы и консультации.

Очень много людей подошли за визитками, а потом в течение года обращались с какими-то вопросами и многие из них прошли у меня курс.

До появления обучающих курсов, после выступлений на аналогичных мероприятиях подходили единицы, чтобы задать какие-то вопросы, которые постеснялись задать публично, когда я докладывал.

Оно и понятно, потому как предлагают и продают свои услуги многие и на каждом углу. А вот обучение у нас в Краснодаре никто не предлагает.

Плюс у меня есть формат выездного обучения в другие города. Я в этом году летал на неделю в Томск, обучал seo-отдел одной местной веб-студии. Прочитал теоретический курс, а потом с каждым специалистом отдельно разбирал проекты.

  • Поисковики сейчас ужесточают алгоритмы, контекст вытесняет поиск (фраза директолога яндекса на конференции — к сожалению, мы еще показываем результаты поиска в выдаче). На ваш взгляд, куда движется seo?

SEO постепенно развивается и, к счастью, в нужном направлении. Я сейчас не про ситуацию, что творится на выдаче, где лучшие места отжирает контекст. Я про требования к сайтам, чтобы хорошо ранжироваться.

Последние годы есть заметная тенденция в сторону коммерческих факторов. (Я о КФ подробно писал на блоге.) Это напрямую связано с интересами посетителей.

Самый просто пример — интернет-магазин с малым ассортиментом и без цен никогда не будет ранжироваться, потому что посетителям не понравится увидеть такой магазин, когда они хотят что-то купить. И таких сценариев масса.

А 8 лет назад, например, все и всё продвигали только ссылками, я в том числе. Думаю, что спустя еще 8 лет, мы будем вспоминать сегодняшний день и говорить, насколько все ушло вперед и стало лучше, чем тогда.

Так что seo эволюционирует, но вместе с этим повышается список требований к специалисту, который занимается seo. Становится сложнее, разнообразнее и многограннее.

Что касается будущего развития, мне бы хотелось, чтобы поисковики или вообще все сайты двигались в сторону определения достоверности информации, которую показывают. Чтобы было меньше фейковых новостей, некачественной информации и т.д.

На инфополе это просто беда, каждая статья прошла 100500 рерайтов и в итоге все так исказилось, что если сравнить первоначальную версию и конечную — ничего общего не будет кроме названия. Я, как человек работающий в интернете, не доверяю контенту инфосайтов, потому что знаю, как и кем они делаются.

У моего знакомого была ситуация — через форму обратной связи на его сайте про диеты пришло письмо от какой-то женщины, которая ругалась (мягко говоря), что вычитала, как лечить ребенка ацетоном (ага?) и он у нее чуть не помер. Прочитала, мол, способ у него на сайте…

Конечно, должна быть своя голова на плечах и разум, ведь не так и сложно догадаться, что ядерное химическое средство принимать вовнутрь не стоит… А с другой стороны, писать такое стоит ли? Тут тоже надо головой думать, что есть ответственность за то, что ты публикуешь.

  • На что сейчас делать упор при продвижении сайта?

На такие вопросы я уже давно отвечаю как представитель службы поддержки Яндекса — надо делать упор на удобство для посетителя.

Сделать так, чтобы представив себя простым обывателем, который попал на сайт, хотелось купить товар или воспользоваться услугами. Все просто же. И одновременно сложно!

  • Дайте ваш совет новичкам, которые только начинают заниматься seo.

Это непросто. Все потому, что готовые специалисты неожиданно (на самом деле, ожидаемо) кончились и последний год мы набираем в студию только стажеров/новичков, которые вообще ничего не знают про seo. И приходится этих людей обучать. И обучать на практике намного сложнее, чем рассуждать об этом 🙂

Далеко не все студии готовы брать новичков и обучать их. Дело это неблагодарное, но причина в том, что это просто невыгодно для небольших компаний.

Я бы порекомендовал каждому начинающему seo-специалисту простые шаги:

  1. Прочитать годную книгу sembook.ru — она бесплатная! Это для понимания основ, структурирования информации. Это букварь в мире seo.
  2. Устроиться на работу в веб-студию в своем городе (поискать именно вакансию помощника seo-специалиста), и чем больше студия, тем лучше, т.к. вероятность, что вас оставят наедине со своими вопросами и проблемами в большой компании меньше.
  3. Учиться. Учиться. Учиться.

Третий пункт самый важный. И не только в разрезе seo, а вообще по жизни!

Такие дела. Спасибо за внимание и уделенное мне время! Желаю всем удачи!

  • Спасибо, Александр! И вам удачи во всех ваших проектах и начинаниях!

P.S. Если вам понравилось интервью, то поделитесь им в социальных сетях с друзьями. Также я буду рад вашим комментариям и вопросам или просто напишите, что вам понравилось.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Закладка Постоянная ссылка.

3
Отправить ответ

avatar
3 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
3 Comment authors
АлексВладимирИван Recent comment authors
  Subscribe  
newest oldest most voted
Алекс
Гость
Алекс

Я за пару последних лет ни разу не встретил человека, которого мог бы назвать новичком в сео-сфере. Серьезно — сейчас все, кто хоть как-то имеет отношение к созданию контента в интернете, будь то блогеры или ютуберы, минимально разбираются в сео: умеют пользоваться ключевиками, тегами и ссылками, понимают важность уникальности информации… Поэтому немного странно читать, как студии вынуждены учить новичков прямо с нуля.

Иван
Гость
Иван

Любопытная ситуация — владелец бизнеса посещает курсы SEO, чтобы научить лучше контролировать своего специалиста по SEO. Не уверен, что это эффективное поведения для хозяина фирмы.

Владимир
Гость
Владимир

Уже полгода пытаюсь самостоятельно освоить SEO но дальше вставки ключевикоа и анкоров в текст не ушёл